Суббота, 04.Май.24, 05:18
Новости клуба
14.Июн.18 ОНДА 2018
13.Апр.18 ТАГАНАЙ 2018
23.Окт.16 АНАПА 2016
27.Мар.16 ХИБИНЫ 2016
Случайные фотографии




Поиск по сайту
Друзья сайта
Сайт туристического клуба следопыт Официальный сайт Лицея № 1502 при МЭИ
Статистика

Rambler's Top100
Locations of visitors to this page

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ОТЧЕТ
о лыжном туристском походе
второй категории сложности
по Хибинским тундрам

с 23 января по 6 февраля 2000 г.
по маршруту:

ст.Нефелиновые Пески – пер.Юмъекорр – руч.Меридиональный – р.Маннепахкуай – оз.Гольцовое – пер.Ю.Партомчорр – р.Каскаснюнйок – р.Тульйок – оз.Академическое – пер.Ю.Рисчорр – пер.Ю.Чоргорр – р.Меридиональный – пер.В.Арсеньева – р.Ферсмана – пер.Рамзая – оз.М.Вудъявр – г.Кировск

 

МКК СТК “Спартак”

Маршрутная книжка № 77-25/2-201

 

Руководитель : Лазарев А.Н.

Адрес : Московская обл., г.Реутов, ул.Советская, дом 25, кв.106,
Тел. 528-77-84

Маршрутно-квалификационная комиссия СТК «Спартак» рассмотрела отчёт и считает, что путешествие соответствует маршруту второй категории сложности и может быть зачтено всем участникам и руководителю.

 

 

Москва 2000 г.


 

 

 

1. Состав группы

 

Фамилия Имя

год рождения

Обязанности в группе

1

Лазарев Андрей Николаевич

65

Руководитель

2

Гладков Андрей Геннадьевич

61

зам. руков.

3

Коньков Максим Олегович

81

Командир

4

Гусев Дмитрий Вячеславович

81

Снаряженец

5

Казаков Илья Сергеевич

82

Ремонтник

6

Галь Владимир Юрьевич

82

Завхоз

7

Сучков Алексей Владимирович

81

Медик

8

Мартышев Павел Викторович

80

Финансист

9

Дубровин Евгений Павлович

80

Фотограф

10

Соловей Алексей Борисович

79

Летописец

2. Основные сведения о районе путешествия

КОЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ

Кольский полуостров расположен на северо-западе Европейской части РСФСР. Он омывается Баренцевым и Белым морями. Имеет площадь около 100000 км2. Входит в состав Мурманской области.

Горные районы Кольского полуострова.

Горные районы Кольского полуострова чаще всего посещаются туристами зимой.
Встречающиеся в тексте названия рек, долин, гор, вершин, перевалов состоят из сочетаний нескольких саамских или поморских слов. Обычно первое слово – чистое название, например по сходству с каким-либо животным, рыбой, а второе - определение названного объекта – слово «гора» или «река», причём чаще всего оно заключает в себе и характеристику объекта. Например, «варенч» (саамское) или «варака» (поморское) означает лесистый холм; «пахк» или уменьшительное «пакенч» – гора с округлой вершиной, выходящая за пределы лесной зоны; «чорр» – горный массив с плоской вершиной, а «чокк» – горный пик; наконец, «уайв» или «уайвенч» – отдельно стоящая округлая гора («уайв» – по-саамски голова).
К названию реки и ручья добавляются слова «йок» (река) или «уай» (ручей). К названию долины, чаще всего по текущей по ней реке, добавляется слово «вум» (долина). Например, «Поачйок» в дословном переводе означает Оленья река, «Поачвум» – долина, где течёт река Поачйок, а «Поачвумчорр» – горный хребет, ограничивающий эту долину.
Полезно знать несколько саамских слов: «корч» – сквозное ущелье в горах, «корр» – кар, ущелье с замкнутой вершиной на склоне горы, «лаг» – пологий участок склона горы, «нюн» – отрог в горах, «явр» – озеро, «суол» – остров, «ламбина» (поморское) – проточное озеро, «лухт» – залив, губа, «нярк» – мыс, полуостров.

Хибинские тундры.

Это самый большой горный район Кольского полуострова. Отдельные плато Хибин поднимаются на высоту около 1200 м. С запада и востока они ограничены озёрами Имандра и Умбозеро, с севера и юга – болотистыми равнинами. Хибины имеют форму окружности радиусом около 30 км.
Хибинские горы – рад приподнятых плато, расчленённых глубокими ущельями и перевалами, с многочисленными обрывами и цирками. Меридионально расположенными долинами рек Кунийок и Большой Белой, озером Большой Вудъявр и перевалом Кукисвум (Кукисвумчорр) Хибины делятся на западную и восточную части. По обе стороны границы группируются наиболее высокие горы Хибин, а к западу и востоку высоты постепенно понижаются, так что по краям массива горы почти не выходят из зоны лесов.
Речная сеть Хибинских тундр разделяется по бассейнам на реки, текущие в Имандру и в Умбозеро. Линия раздела лежит восточнее долины Кукисвум. Долина Кукисвум принадлежит бассейну Имандры, сток в ней происходит в обе стороны. На юг от перевала Кукисвум течёт Кукисйок, приток Вудъяврйока. Вудъяврйок соединяет озёра Малый и Большой Вудъявр, из последнего вытекает одна из крупнейших рек Хибин – Большая Белая (Энеманйок). Большая Белая имеет длину около 25 км, многоводна (переправа вброд почти всюду невозможна), за пределами Хибин резко поворачивает на запад и впадает в озеро Имандра немного севернее станции Апатиты. На север от перевала Кукисвум течёт река Кунийок, которая, выходя за пределы Хибин, поворачивает на запад и также впадает в Имандру.
Западная часть представляет собой цепь горных массивов: Путелличорр, Индичвумчорр, Часначорр, Поачвумчорр, Тахтарвумчорр, Вудъяврчорр – с рядом отрогов, разветвлений и отдельных вершин. Все массивы круто обрываются на восток и полого спадают на запад.
К массиву Путелличорр (хребет Пришельца) с запада примыкает массив Маннепахк (Яичная гора). Эти массивы сплошные, крупных долин в них нет, текущие в глубоких ущельях ручьи часто начинаются из крутых цирков. Индичвумчорр (гольцовый) долиной реки Индичйок и тектонической трещиной перевала Северный Чорргор отделяется от Путелличорра, а с юга седловиной перевала Южный Чорргор – от массива Часначорр. Индичвумчорр круто спадает на восток, в долину Кунийока, а полого – на запад, в долину Меридионального ручья, притока Индичйока.
Массив Часначорр (Дятла) является узлом западной части Хибин. Именно здесь лежит наивысшая точка Хибин (1191 м), во все стороны от которой отходят мощные хребты. На востоке Часначорр горой Петрелиуса соединяется с меридиональным хребтом Поачвумчорр, с юга и с запада к Часначорру примыкает массив Юдычвумчорр, который с севера ограничивает долину Малой Белой. На выходе долины в хребте выделяется гора Чильмана, состоящая из двух высот.
С запада долина Меридионального ручья закрыта цепью массивов Хибинпахкчорр и Юмъечорр, разделённых глубоким широтным ущельем Юмъекорр. Хибинпахкчорр двумя отрогами спадает к северу в долину Индичйока. Массив Юмъечорр слагается из нескольких вершин: северной – горы Кудрявцева, центральной – горы Рабо, южной – горы Миддендорфа (Юмъечорр – 1097 м), названных в честь первых исследователей Кольского полуострова. От массива Юмъечорр на запад в сторону Имандры отходит несколько отрогов, разделённых долинами ручьёв, впадающих в Имандру. Самая южная долина – Медвежий Лог – расположена против острова Сяв и заканчивается двумя большими цирками под вершинами Рабо и Миддендорфа. Последняя отделяется от горы Чильмана узким ущельем.
Южные массивы западной части Хибин отрезаны от центральной долины Тахтарвум (долина Желанного отдыха), по которой течёт река Малая Белая (Лутнермайок). Массив Тахтарвумчорр отделяется от Поачвумчорра ущельем Рамзая, а от Вудъяврчорра – ущельем Географов.
Восточная часть Хибин по площади больше западной; по форме она напоминает подкову, открытую к востоку. Центр подковы – массивы Партомчорр, Рисчорр, Кукисвумчорр, Юкспор и Айкуайвентчорр. Северная часть подковы – массив Лявочорр и его восточные отроги – Валепахк, Суолуайв и Намуайв. Южная часть – массивы Ловчорр, Равумчорр, Эвеслогчорр, Коашва и Китчепахк.
Центр подковы восточной части Хибин занят долинами крупных рек, впадающих в Умбозеро, - Тульйок с большим левым притоком Каскаснюнйок и Майвальтайок. Южная часть подковы разрезана надвое долиной Вуоннемйика, а северная часть – долиной Кальйока.
Узлом северной цепи гор является массив Центрального Лявочорра (второй по высоте в Хибинах – 1188 м), обрывающийся во все стороны огромными цирками. Долина реки Северная Лявойок отрезает от Центрального Лявочорра массив Северного Лявочорра – массив Валепахк, границей между ними служит перевал Обманный. Восточнее продолжение Центрального Лявочорра – цепь гор Суолуайв и Намуайв, разделённых между собой длинным меридиональным ущельем, соединяющим долины Кальйока и Майвальтайока.
Границей массива Лявочорр с юга служат долина Майвальтайока, Северный перевал Партомчорра и долина Лявойока. Южнее этой границы расположен массив Партомчорр, в котором выделяется гора Партомчорр (хороших кормов) с перевалами – Северным и Южным. Восточный склон Партомчорра переходит в Партомпорр, высоты которого плавно спадают к востоку.
Массив Рисчорр (кустарниковый) отделён от Партомчорра низким Умбозёрским перевалом, а от лежащего ещё южнее массива Кукисвумчорр – Южным перевалом Рисчорра. Самая южная вершина Рисчорра – гора Каскаснюнчорр – отделена от основного массива ущельем Северного перевала Рисчорра.
Кукисвумчорр, самый большой массив Хибинских тундр, состоит из нескольких плато и отрогов, разделённых огромными цирками с 400-метровыми стенами. Западные цирки открыты в сторону долины Кукисвум, а восточные – в верховья Тульйока и Каскаснюнйока.
Массив Юкспорр (Дугообразный) крутыми склонами спадает на запад и к Лопарскому перевалу, отделяющему его от Кукисвумчорра. Юкспорр разрезан на две части в направлении с юго-запада на северо-восток ущельем Гакмана, доходящим почти до вершины. На востоке Юкспорр глубоким и тоже закрытым ущельем отделяется от плато Эвеслогчорр. Эвеслогчорр на востоке через небольшой перевал переходит в высоты Ньоркпахка. Эта цепь гор с севера ограничена долиной Тульйока, а с юга – Вуоннемйока. Истоки Вуоннемйока находятся под перевалом Юкспорлак, служащим границей между Юкспором и расположенным южнее массивом Расвумчорр (Травянистый).
Южная цепь гор восточной части Хибин начинается массивом Айкуайвентчорр, западные склоны которого круто поднимаются от озера Большой Вудъявр. На востоке Айкуайвентчорр глубокой меридиональной трещиной отделяется от Ловчорра (Крепкая гора). Ловчорр на юго-востоке спадает в низину, а на севере сливается с плато Расвумчорр. Северная часть Расвумчорра со всех сторон окружена цирками с отвесными стенами, на востоке же Расвумчорр примыкает к гряде, образованной вершинами Китчепахк и Коашва. Среди гор юго-восточной части Хибин Коашва выделяется своей двугорбой острой вершиной. Гряда Китчепахка и Коашвы ограничивает с юга долину Вуоннемйока.
В Хибинских Тундрах больше 30 внутренних озёр. Самое крупное из них – Большой Вудъявр (площадь 3,6 км2, глубина около 40м), плотинного типа. Южнее озера лежит морена, прорванная рекой Большой Белой, вытекающей из озера. В северной части в Большой Вудъявр впадают реки Вудъяврйок, Лопарская и Юкспорйок. В 4 км севернее находится озеро Малый Вудъявр (площадь 1,5 км2 и глубина около 10м), крупный приток – Поачйок.
На севере долины Кунийока, у выхода из гор, расположено большое озеро Пайкунъявр, питаемое реками Кунийок, Лявойок и Северный Лявойок. Озеро мелкое, северная часть его сильно занесена песком. Немного южнее Пайкунъявра в долине Кунийока есть ещё одно крупное озеро – Щучье.
В долине Майвальтайока к востоку от реки расположена система двух озёр – Верхнего и Нижнего Ньюръявр, соединённых между собой и с Умбозером рекой. По площади озёра одинаковые (около 1 км2), но Верхнее имеет вытянутую форму, а Нижнее – округлую.
В одном из восточных цирков Кукисвумчорра находится крупное горное озеро – Академическое. И, наконец, в долине Вуоннемйока лежит группа озёр, наибольшее из которых – Порокъявр.
В Хибинах много разнообразных перевалов, которые можно разделить на два типа.
Перевалы первого типа – тектонические трещины и разломы, имеющие характер ущелий с отвесными стенами высотой 100 – 150 м. (ущелья Рамзая, Северного Рисчорра, перевал Юкспорлак). Дно трещин, как правило, неровное, представляет собой ряд котлообразных углублений, отдельных друг от друга грядами высотой до 10 м., состоящими из камней и обломков. Углубления заполнены снегом, который не стаивает даже к концу лета. Зимой такие перевалы проходятся легче.
Перевалы второго типа имеют мягкие формы склонов, они образовались благодаря работе ледников, почти всегда на их седловинах есть небольшие озёра, окружённые наносами (перевалы Умбозёрский, Кукисвум, Южный Чорргор).
Подъезды к Хибинским Тундрам очень удобны. Вдоль западного края Хибин по берегу озера Имандра идёт Мурманская железная дорога. На участке Хибинских тундр есть станции: Апатиты, Хибины, Нефелиновые Пески, Имандра. От Апатитов по долине Большой Белой идёт железнодорожная ветка и шоссе до Кировска (16 км), расположенного на берегу Большого Вудъявра.

3. График движения.

Заявленный график движения.

Дни пути

Дата

Дневные
переходы

Километраж, км.

Характер пути, препятствия, способы преодоления

 

23.01-
25.01

г.Москва -
ст.Нефелиновые пески

 

ж/д
поезд

1

25.01

ст.Нефелиновые пески -пер.Юмъекорр

10

На лыжах

2

26.01

руч.Меридио-нальный -р.Манепахкуай

14

---//---

3

27.01

р.Манепахкуай
- оз.Гольцовое

14

---//---

4

28.01

оз.Гольцовое - пер.Ю.Партам-чорр

18

---//---

5

29.01

р.Каскаснюнйок – р.Тульок

12

---//---

6

30.01

р.Тульок – оз.Академичес-кое

18

---//---

7

31.01

оз.Академичес-кое – пер.Ю.Рисчорр

12

---//---

8

1.02

Пер.Ю.Чоргорр – руч.Меридио-нальный

15

---//---

9

2.02

руч.Меридио-нальный – пер.В.Арсень-ева

16

---//---

10

3.02

руч.Ферцмана – пер.Рамзая

15

---//---

11

4.02

оз.М.Вудъявр – г.Кировск

8

---//---

 

5.02 – 7.02

г.Кировск –г.Апатиты – г.Москва

 

автобус,
ж/д,
поезд


ИТОГО: 152 км

Реальный график движения.

 

Дни пути

 

Дата

 

Дневные переходы

 

Километраж, км.

 

Ходовое время,
час

 

Характер пути,
препятствия,
способы
преодоления

 

23.01-
25.01

г.Москва -
ст.Нефелиновые пески

 

 

ж/д
поезд

1

25.01

ст.Нефелиновые пески -пер.Юмъекорр

13

3ч 40м

На лыжах, неглубокий снег, по вездеходной дороге, тропление (до 10 см) лыжни вверх по ущелью, начало спуска с перевала (до 40 град) без лыж.

2

26.01

руч.Меридио-нальный -р.Манепахкуай

18

4ч 55м

На лыжах, неглубокий снег, тропление (до 10 см) лыжни берегом реки, по вездеходной дороге, по санному следу (до 5 см).

3

27.01

р.Манепахкуай
- оз.Гольцовое

13

3ч 20м

На лыжах, тропление (до 15 см) лыжни по вездеходной дороге, по плотному насту, покрывающему лед озера.

4

28.01

оз.Гольцовое - пер.Ю.Партам-чорр

13

5ч 10м

На лыжах, тропление (до 10 см) лыжни вверх по долине, вверх по кулуару (до 5 см), спуск серпантином (до 35 град), на спуске в сужающемся кулуаре встречаются обрывы и выступающие камни.

5

29.01

р.Каскаснюнйок – р.Тульок

18

4ч 40м

На лыжах, движение вниз по руслу реки, встречаются промоины, тропление (до 15 см) лыжни по вездеходной дороге.

6

30.01

р.Тульок – оз.Академичес-кое

14

4ч 25м

На лыжах, по долине тропление (до 20 см), подъем без лыж по каменистому склону (до 35 град.), траверс склона на лыжах.

7

31.01

оз.Академичес-кое – пер.Ю.Рисчорр

10

3ч 15м

На лыжах траверс склона, взлет и спуск 100 м без лыж (до 35 град), вниз по вездеходной дороге.

8

1.02

Р.Кунийок – подход под пер. Ю.Чоргорр
П/Дн

7

2ч 45м

На лыжах, по вездеходной дороге, тропление (до 30 см), радиальный выход под перевал.

9

2.02

Пер.Ю.Чоргорр – руч.Меридио-нальный

12

5ч 15м

На лыжах, много снега, соблюдая меры лавинной безопасности, взлет (до 30 град), в обход снега по гряде камней, по каменистому контрофорсу, спуск на лыжах между крупных камней, по долине тропление (до 30 см), река в нижней части вскрыта.

10

3.02

руч.Меридио-нальный – пер.В.Арсень-ева

12

5ч 25м

На лыжах по долине тропление (до 30 см), взлет и спуск без лыж (до 35 град), соблюдая меры лавинной безопасности, на спуске перильная веревка (40 м, 40 град).

11

4.02

руч.Ферцмана – р.М.Белая – ст.Хибины –

г.Апатиты

7

3ч 05м

На лыжах по долине тропление (до 30 см), река и притоки в нижней части вскрыты.
ж/д,
поезд

 

5.02 – 7.02

г.Апатиты - г.Москва

 

 

ж/д,
поезд

Итого активными способами передвижения: 137 км.
Отличие реального графика движения от заявленного заключается в сокращении маршрута, за счет исключения из маршрута последнего «выходного» перевала Рамзай, что было обусловлено необычно теплой для этого времени года погодой, обилием снегопадов, отсутствием дорог и лыжни, традиционно используемых в этом районе для движения групп. Корректировка маршрута в сторону его незначительного сокращения позволила исключить движение группы в условиях повышенной лавинной опасности, не затронув содержательной части маршрута.

4. Дневник и техническое описание маршрута.

23.01-25.01 г.Москва - ст.Нефелиновые пески (ж/д, в поезде).

Стартуем с Ленинградского вокзала, загружая рюкзаки и лыжи в плацкартный вагон 181 Мурманского пассажирского поезда вечером 23 января. Прощаемся с провожающими, поезд трогается строго по расписанию в 19 часов 28 минут, поход начался. Устраиваемся в вагоне, основательно ужинаем и укладываемся спать. Надо хорошо отдохнуть перед дальней дорогой, все дела отложены на завтра.
24 января - этот день пути в поезде мы используем для завершающего этапа подготовки к прохождению маршрута. Работы непочатый край. Проходит перетряска рюкзаков, до грамма взвешивается личное и групповое снаряжение, проверяется расфасовка и упаковка продуктов.
Обсуждаются тактические варианты прохождения маршрута, уточняются нюансы выполнения обязанностей всеми членами группы, распределяем нагрузки.
Медик проводит ликбез по использованию аптечки, командир уточняет порядок дежурств, ремонтник демонстрирует возможности ремнабора на примере мелкого ремонта лямок рюкзака не выдержавших его стартовый вес, завхоз и снаряженец скарпулезно просчитывают сегодняшний и все возможные в походе расклады по весу рюкзаков.
Все заняты делом и понимают, что чем детальнее подготовка, тем меньше потерь времени, сил и нервов на маршруте. Одним словом идет активная «поездная акклиматизация». Дорогу скрашивают и красивые пейзажи за окнами вагона, и прогулки на свежем воздухе на остановках.
Вечером в штабном купе подводим итоги проделанной работы, определяем задачи на завтра, дискутируем на разные темы, поем песни под гитару. Отбой в 11 по Москве.

25.01 ст.Нефелиновые пески - пер.Юмъекорр

(1-ый день пути).


Прибываем и высаживаемся на станцию Нефелиновые пески в темноте. Небо затянуто тучами, минус пять, немного пуржит. Через полтора часа светает и мы надеваем лыжи и отправляемся в путь. По припорошенному следу снегоката движемся по вездеходной дороге на восток около километра. Далее вездеходная дорога поворачивает на север, преодолеваем распадок ручья, под снегом выступает вода. Еще через километр выходим на вездеходную дорогу юг-север, идущую параллельно железной дороге. Делаем первый привал и движемся дальше на север. Переходим распадок второго ручья и через полтора километра выходим к ручью Юмъекоруай. По левому берегу ручья тропим лыжню в относительно неглубоком снегу (5-10 см.), поднимаемся к ущелью Юмъекор.
Ущелье Юмъекорр или Яммейкорр, от саамского «яммей» – мёртвый (Ущелье Мёртвых; название связано с преданием о гибели шведов, напавших на саами в конце XVI века), разделяет массивы Хибинпахкчорр и Юмъечорр. Юмъекорр связывает верховья ручья Юмъекорруай, впадающего в озеро Имандра, со средней частью долины Меридионального ручья.
Путь по долине вверх до ущелья прост, но интересен: горные отроги, ограничивающие долину, в нескольких местах рассечены глубокими тектоническими трещинами – ущельями со скалами причудливой формы. Сам перевал невысок (700 м), подъём на него пологий. Ущелье Юмъекорр мрачным видом огромных чёрных скал производит сильное впечатление.
Подъем на перевал Юмъекорр от вездеходной дороги занял 1 час 45 минут (здесь и далее в тексте указано чистое ходовое время). Погода неустойчивая, ветер порывистый до 5 - 7 м/с, поземка, облачность переменная, днем в тучах разрывы.
После непродолжительной остановки у перевального тура начинаем спуск с перевала Юмъекорр на восток по широкому и ровному склону долины левого притока Меридионального ручья. В верхней части спуск достаточно крут ( до 30 градусов ), снега очень мало, камни открыты, поэтому спускаемся без лыж. Лыжи одеваем в распадке левого притока ручья Меридионального.
По долине притока выходим к ручью Меридиональному, переходим его по снежному мосту чуть выше слияния и продолжаем движение по правому берегу ручья, по едва заметной, заметенной старой лыжне. Движение по ручью не возможно, так как вода местами открыта (следствие прошедшего накануне потепления).
Встаем на ночевку в двух километрах ниже переправы в 3 часа 20 минут, приблизительно за час до темноты. Для печки используем несколько высоких пней (сушин в этой части долины обнаружить не удалось), для приготовления пищи хорошо подходят сухие ветки елей и сосен, недостатка в которых здесь нет.

 26.01 руч.Меридиональный - руч.Манепахкуай

(2-ой день пути).

 

Подъем дежурных в 7 часов, выход на маршрут в 9 часов 20 минут. Небо затянуто облаками, минус 4 градуса. Идем вниз правым берегом ручья Меридионального, и далее по вездеходной дороге, идущей правым берегом реки Гольцовки. Дорога практически прямая, удобная, идет под небольшой уклон.
За три километра до пос.Имандра дорога отклоняется на север, а мы используя удобную лыжню продолжаем движение по берегу до забора, которым обнесен участок со строениями, очевидно принадлежащий местному леспромхозу. Поворачиваем на север и вдоль линии электропередач через полтора киломметра выходим к пос.Имандра. Путь от места ночевки занял 2 часа 40 минут. В поселке есть магазин, касса и зал ожидания на станции отсутствуют (уже года три).
За поселком вдоль железнодорожного полотна идет дорога, здесь традиционно проходит санный след от снегокатов охотников и рыбаков, использующих для заезда вездеходную трассу, проходящую через лесопункт Куна. Эта трасса, при наличии санного следа, является самым удобным путем подхода с севера Хибин к оз.Гольцовому.
Сразу следует сказать, что необычно сильное потепление, сопровождавшееся непогодой и пургой, прошедшее накануне нашего приезда, сослужило нам плохую службу. Сильно занесенный след прерывался чуть дальше лесопункта (собственно место бывшего лесопункта отмечено сейчас только старой бочкой на большой поляне, куда сходятся несколько вездеходных дорог), далее нам пришлось тропить нетронутый снег.
Мы встали на санный след и через два километра, там где за распадком ручья видны срубы нескольких избушек, свернули вместе с ним на просеку юг-север (250 м на восток от ж/д), по которой двигались на север около километра. Далее след выводит на вездеходную трассу, поворачивая на северо-восток. Через шесть километров трасса плавно поворачивает и далее держит направление на восток.
На ночевку встали немного не дойдя до ручья Маннепахкуай, за час до сумерек, рядом с хорошей сушиной. От поселка Имандра пройдено около 9 километров за 2 часа 15 минут.

 27.01 руч.Манепахкуай - оз.Гольцовое

(3-ий день пути).

 

Вышли на маршрут в 9 часов 30 минут. Ветра нет, плотная облачность. Через два километра вышли к бочке на развилке вездеходных дорог, обозначающей место бывшего лесопункта Куна. К нашему сожалению след снегоката ушел на северо-восток, а наш путь ведет на юго-восток. Начинаем тропить лыжню, глубина тропления по вездеходке до 15 см.
Трасса опять через полтора километра поворачивает на восток, а еще через 6 км выводит нас на берег реки Кунийок к броду (летний вариант) ниже оз.Гольцового. Переходим по льду на правый берег реки, не сразу находим узкую вездеходную дорогу, идущую вдоль берега и движемся по ней на юг.
Преодолеваем небольшие увалы и выходим на берег оз. Гольцового. Последние полтора километра к устью реки Лявойок идем по плотному насту, покрывающему лед озера. Встаем уже в сумерках на берегу озера.

28.01 оз.Гольцовое - пер.Ю.Партамчорр

(4-ый день пути).

 

Выходим на маршрут в 9 часов 45минут. Из долины Кунийока к перевалу Южный Партомчорр выводит река Лявойок, впадающая с юго-востока в озеро Пайкунъявр. Начинаем подъем по левому берегу реки и через 500 метров выходим на вездеходную дорогу, которая самым удобным образом обходит ущелье Лявойока, переваливая через южный лесистый отрог.
Дальше вездеходкой идём по руслу Лявойока. Слева видны крутые кулуары и цирки массива Лявочорр, справа – пологие отроги массива Партомчорр, перегораживающие долину. Долина поворачивает к югу и заметно сужается, постепенно переходя в узкий кулуар. После поворота прямо по ходу видна гора Партомчорр, слева от горы видим седловину Северного перевала Партомчорра (850 м), справа – более низкая седловина Южного перевала. Поднимаемся на лыжах по дну кулуара – длинный пологий тягун. Кулуар начинает расширяться и выводит под более крутой перевальный взлет. Набираем высоту, траверсируя правый по ходу склон. В председловинной мульде перевала расположено небольшое озеро. Перевальный тур в двадцати метрах выше, сразу за озером. Подъём на Южный перевал из долины Кунийока до седловины занял 2 часа 40 минут.
Спуск с седловины перевала Южный Партомчорр на юг вначале достаточно крут (до 35 градусов), проходим его двумя широкими серпантинами, сначала левым, потом правым траверсом. Через 300 м спускаемся на дно широкого цирка. После небольшого горизонтального участка (дно цирка) начинаем спуск в постепенно сужающемся кулуаре. Спускаемся быстро, однако соблюдая осторожность: на спуске встречаются обрывы и выступающие камни. Перед выходом в долину реки Каскаснюнйок в каньоне небольшая крутая снежная ступенька, высотой около 4 м (водопадная).
Вышли в долину реки Каскаснюнйок за 1 час 10 минут. Тропим лыжню вниз по ровной широкой долине, снег не глубокий, река закрыта. Проходим около 6 км и встаем на ночлег. Нам удалось достаточно быстро обнаружить хорошую сушину высоко на левом берегу (в верховьях Каскаснюнйока подобная удача выпадает не всегда).


Страницы:

[1]   [2]   [3]

© Тур-клуб Следопыт, 2007-2009
made by shvonz